Второе Гельветическое Исповедание
Глава XII. О законе Божьем
Воля Божья изложена для нас в законе Божьем. Мы учим, что воля Божья изложена для нас в законе Божьем, в котором открыто, что Он хочет, чтобы мы делали или не делали, что хорошо и справедливо, а что плохо и несправедливо. Поэтому мы признаем, что «закон добр и свят» (Рим. 7:12).
Закон природы. Этот закон перстом Божьим либо «написан в сердцах людей» (Рим. 2:15) и поэтому называется законом природы, либо вырезан на двух каменных скрижалях и более детально изложен в книгах Моисея (Исх. 20:1-17; Втор. 5:22). Для ясности мы разделяем закон на три аспекта: нравственный, изложенный в книгах Моисея, который содержится в заповедях или на двух скрижалях; церемониальный, который устанавливает обряды и поклонение Богу; и судебный, в котором говорится о политических и внутренних делах.
Закон полон и совершенен. Мы верим, что в этом законе полностью излагается вся воля Божья[8] и все необходимые принципы для каждой области нашей жизни. Ибо в противном случае Господь не внёс бы следующий запрет: «Не прибавляй к тому и не убавляй от этого закона» (Втор. 4:2, 12:32) и не велел бы нам строго следовать ему и «не уклоняться от него ни направо ни налево» (Нав. 1:7).
Причина, по которой был дан закон. Мы учим, что этот закон был дан людям не для того, чтобы мы могли получить оправдание, соблюдая его, но чтобы от знания его мы скорее признали своё бессилие, грех и осуждение и, теряя таким образом надежду на свои силы, могли с помощью веры обратиться к Христу. Ибо апостол ясно сказал: «Закон производит гнев» (Рим. 4:15) и: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20) и: «Если бы дан был закон, могущий оправдать и животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание [то есть закон] всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:21,22). «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).
Плоть не может исполнить закон. Потому что ни тогда, ни сейчас никакая плоть не может соответствовать закону Божьему и исполнять его по причине слабости нашей плоти,[9] которая пребывает в нас и крепко держится до последнего нашего вздоха. Ибо вновь апостол говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной…» (Рим. 8:3). Следовательно, Христос — совершенство закона и наше исполнение его. Поэтому Он, сняв проклятие закона и сделавшись сам клятвою[10] за нас (Гал. 3:13), по вере сообщает нам Своё совершение, а нам вменяются Его праведность и послушание.
До какой степени аннулирован закон. Закон Божий,[11] таким образом, в значительной степени аннулируется; то есть, впредь он не осуждает нас и не производит в нас гнев, «ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Кроме того, Христос исполняет все буквы закона, поэтому, когда пришло тело, пришел конец тени, так что теперь мы имеем во Христе всю истину и полноту. Тем не менее, мы не призираем и не отвергаем закон. Мы помним слова Господа, который сказал: «Я пришёл нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5:17). Мы знаем, что в законе[12] нам описываются виды добродетели и порока. Мы знаем, что записанный закон,[13] изложенный посредством Евангелия, очень полезен для Церкви, и что поэтому чтение его не должно изгоняться из Церкви. Но хотя лицо Моисея было покрыто покрывалом, апостол, тем не менее, утверждает, что «покрывало снимается Христом» (2 Кор. 3:14). Поэтому мы осуждаем всё, чему учили старые и новые еретики в отношении закона Божьего.
[8] В отношении того, что люди обязаны сделать по отношению к Богу и к своим ближним.
[9] То есть, никакой человек, даже рождённый заново.
[10] В греч. — «проклятием».
[11] Нравственный закон, изложенный в десяти заповедях.
[12] В нравственном законе.
[13] Церемониальный закон.
Этот материал еще не обсуждался.